СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

ARABIC POP MUSIC

ON AIR

ARABIC POP MUSIC

Арабская поп-музыка- музыка стиля «поп», исполняемая на арабском языке и популярная преимущественно в странах арабского мира.
Большая часть этой музыки производится в египетской столице Каире, до гражданской войны в Ливане крупным центром производства был также Бейрут. Развитие арабской популярной музыки связано с арабской киноиндустрией, центром которой также является Каир. Стилистически жанр базируется на традиционных для западного мира поп-ритмах с элементами региональных разновидностей арабской традиционной музыки. Многие песни выдержаны в меланхоличных, минорных тонах, однако в последние годы, по мере развития арабского шоу-бизнеса, появилось больше «лёгких» песен. На эстраде преобладают женщины, хотя исполнители-мужчины тоже присутствуют.
В 1920-е- 1950-е годы «популярная» музыка начала выделяться из традиционной музыкальной арабской сцены: исполнительницы наподобие египетской легенды Ум Кальсум показали, что музыкальная карьера для женщин возможна. В эти времена стихи часто писались самими певицами, а музыка- другими авторами. Стилистика была выраженно арабской, продолжительность песен исчислялась десятками минут (некоторые из песен Ум Кальсум длились более часа), использовались импровизации, что делало «популярную» сцену тех времен похожей скорее на джазовую или оперную западную культуру. Шли трансляции по радио, проводились туры по городам.
В 1950-е- 1970-е годы популярный жанр ещё более отделяется от традиционного, западное влияние возрастает, песни становятся короче (менее 10 минут). Всемирную известность получают певицы Далида и Файруз. В 1970-х на арабскую массовую культуру стали влиять такие всемирно известные артисты, как ABBA; Ум Кальсум в 1975 году умирает в 70-летнем возрасте.
Далида и подобные ей музыканты в числе прочего выступают в жанре «диско», и эти записи имеют особый успех в арабском мире. В течение 1980-х и 1990-х продолжается усиление влияния западной поп-музыки, появляются такие исполнители, как Наваль аль-Зогби, а в западном мире арабскую музыку популяризуют Офра Хаза и Наташа Атлас. Ближе к концу 1990-х годов начинают возникать так называемые арабские «поп-принцессы». В первом десятилетии XXI века они в достаточно большом количестве присутствуют на арабской эстраде и завоёвывают славу, в числе прочего, различного рода откровенными (относительно традиционной арабской культуры) пассажами, а иногда и скандалами.
У разных исполнителей может быть разное звучание: как правило, в большинстве случаев элементы традиционной арабской музыки в той или иной степени микшируются с помощью электронной техники с мелодиями «западного образца», но встречаются и работы, носящие «чисто западный» характер. В последние годы можно встретить и элементы хип-хопа.
Темы песен в основном касаются романтических отношений, из-за чего в песнях очень часто употребляются такие слова, как «любимый» («хабиби») или «сердце» («кальби») (вероятно, песен без слова «хабиби» гораздо меньше, чем с ним). Прямые отсылки к сексу и запрещённой исламом тематике (например, алкоголю) редки, но бывают. Нечасты и политически ориентированные песни, однако при резонансных событиях наподобие войны в Персидском заливе число таких песен возрастает (например, в 1991 году стала хитом песня «Саддам, Саддам» в поддержку Саддама Хусейна). Во время ливано-израильского конфликта 2006 г. Хайфа Вахби, на время уехавшая в Египет, публично высказывалась в поддержку «Хизбаллы» (её брат погиб на войне 1982 г.).
Некоторые арабские певицы ведут себя достаточно раскрепощённо, что вызывает неоднозначную реакцию в арабском мире. Игривые тексты, откровенные костюмы и танцы вызывают критику в консервативных исламских кругах. Исполнительницы Хайфа Вахби, Нэнси Аджрам, Наваль эль-Кувейти, Наваль аль-Зогби, Элисса, Руби и другие не раз порицались представителями арабской общественности за сексуальность в своих работах. В некоторых странах отдельные исполнительницы частично или полностью попадали под официальные запреты; так, в 2003 году египетский парламент запретил к показу один из видеоклипов Аджрам, который был признан парламентариями «слишком сексуальным». Многие из консервативных исламистов и националистов полагают, что таким образом происходит «вестернизация» арабской культуры и молодёжи, и это также ведёт к «деградации» женщин. Многие фанаты, в свою очередь, считают, что женщины, наоборот, эмансипируются и усиливают своё влияние на общество.
Основной аудиторией арабской поп-музыки является молодёжь, но среди старшего поколения также встречаются поклонники. Узнав, что среди её поклонников также очень много детей, в 2007 году Нэнси Аджрам выпустила специально для них альбом Shakhbat Shakhabit, в котором используется детский вокал; эту традицию продолжил альбом 2012 года Super Nancy. У некоторых других исполнителей дети тоже поют и играют в видеоклипах.
Большинство почитателей живёт в арабских странах, а также в арабских диаспорах Франции и США. Имеется и неарабская аудитория, в её составе много западных любителей «танцев живота».
Иногда арабские песни попадают в европейскую ротацию, особенно во Франции (например, в случае с алжирцем Халедом). Однако их продвижение затруднено из-за языка. Некоторые исполнители выпускают франко- и испаноязычные версии своих песен (редко англоязычные), в оригинале написанных на различных арабских диалектах.
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE