СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

BALKAN MUSIC

ON AIR

BALKAN MUSIC

Балканский полуостров находится на юго-востоке Европы. Этот регион поражает многообразием национальностей, языков, религий, ландшафтов и, как следствие, музыкальных стилей. Несмотря на все различия, множество общих нитей связывает музыкальную жизнь региона. Календарные обряды и обряды жизненного цикла, особенно свадьбы, всё ещё полны музыкальной жизни. В сёлах поются мелодии в узком диапазоне, некоторые из них - в полифонии с бурдонной опорой. Заметную роль играют традиционные кустарные инструменты, особенно флейты и волынки, часто используются сложные размеры, необычные для других частей Европы.
Будучи в течении многих столетий частью Османской Империи, Балканы позаимствовали у турков ближневосточные инструменты и музыкальные жанры, особенно в городах. Во всех балканских странах важную роль играют цыгане, как профессиональные музыканты.
Балканская народная музыка- многослойный пирог, в котором музыкальные традиции проживавших на полуострове народов испытали сильное взаимопроникновение, но сохранили свою идентичность. В традиции почти каждой из стран региона представлены:

■ Оригинальная традиционная музыка.
■ Местная музыка с сильным влиянием ориентальной, турецкой музыки (обычно городская).
■ Музыка «академического советского фольклора».

И в каждом из этих направлений есть свои жемчужины, великие исполнители и певцы.
При этом извне, скажем из России, трудно различить все эти нюансы, и обычно мы знаем музыку местных цыган. Популярные балканские мелодии знакомые неискушённому слушателю (в основном- по фильмам Эмира Кустурицы): Бубамара, Месечина, Чокарлия, Эдерлези, Чайе Шукарие- всё это музыка балканских цыган. Народная музыка на Балканах часто исполняется на специфических местных музыкальных инструментах. Некоторые из них служат «географическим маркером», отличают музыку одного балканского региона от другого:

■ Кавал (разновидность флейты) – Македония, Болгария, cеверная Греция, южная Сербия, Албания, Румыния.
■ Гусле (не русские гусли, а струнный смычковый инструмент, на котором аккомпанирует себе сказитель) – Динарские горы (Сербия, Черногория, Хорватия (Далмация), Босния и Герцеговина).
■ Понтийская лира (родственник кеманчи) – Греция.
Кроме инструментов сугубо местных, маркерами могут служить и инструменты широко распостранённые в Европе, но на Балканах массово представленные только в отдельных странах:
■ Гайда (волынка) – Македония, Болгария, северная Греция.
■ Цимбалы – Румыния.

Кроме того, инструменты могут отделять музыку оригинальную от «около-турецкой» традиции. Гайда, гусле, фрула (свирель), тамбура, тапан- инструменты музыки оригинальной. Уд, канон, дарбука (в Македонии, Косово и Греции), саз (в Боснии)- инструменты музыки, возникшей под турецким влиянием. На небольшой территории балканского полуострова проживают люди множества национальностей, говорящие и поющие на многих языках и придерживающиеся различных религиозных взглядов.
Важно помнить, что «музыкальные границы» и границы государств не совпадают. Для этого есть много причин: и смешанный национальный состав в государствах (скажем, болгарские сёла есть даже в Украине и Молдавии), и перемены границ; наконец то, что государств меньше, чем специфических музыкальных традиций. Например, говоря о греческой народной музыке, кроме музыки государства Греция мы имеем в виду музыку восточного берега Эгейского моря, в том числе Смирны (современный Измир), потом что до 1923 года большинство населения там было греческим, народную музыку Кипра, государства, наполовину населённого греками, музыку греков-эмигрантов, исполняемую или записанную в Америке.
С другой стороны, мы можем не расширять обзор, а дробить его. Скажем, в самой Греции достойны отдельного рассмотрения музыка отдельных географических областей: Крита, Эпира, Фракии, Македонии (в том числе местная интерпретация славянских мелодий и песен), и так далее.
Одна и та же песня часто имеет несколько текстов на языках-соседях. Это не всегда перевод, часто тексты совершенно о разном.
Повсюду на Балканах религиозная музыка и народная влияют друг на друга. На музыку православных стран региона, прежде всего Греции, оказало сильное влияние византийское церковное многоголосие, на боснийскую и албанскую музыку- пение муэдзинов. В регионах со значительным мусульманским населением, процветают специфические мусульманские религиозные музыкальные жанры, вроде боснийской илахии. В балканской музыке часто используются сложные размеры. Вообще говоря, ритм бывает «трудно подхлопать» по одной из трёх причин:
хотя в мелодии или песне есть повторяющийся метр, он отличается от привычных нам размеров вроде 2/4, 3/4, 12/8. Такой метр (обычно нечётный), собственно, и называется сложным или составным в том смысле, что получается слиянием простых метров: 7/8 как 3/8+4/8, 9/8 как 6/8+3/8 и т. п..
Метр в мелодии меняется, без повторяющейся структуры, например, после 4/4 прошёл такт на 5/4, а за ним начались 7/4. Такой метр называют переменным. Метр в мелодии (всей или её части) отсутствует, тактовые черты вообще не нужны- такая музыка называется безмензурной.
Так вот в балканской музыке есть и то, и другое и третье. Ритмы вроде 21/8 и 9/4, переменные размеры и безмензурные песни. В русской народной музыке, скажем, тоже есть примеры всех вышеперечисленных ритмических сложностей. Особенно много песен безмензурных. Но при переходе от пения а капелла к исполнению под аккомпанемент, эти элементы очень быстро теряются, песни укладываются в простые ритмы. И уж тем более в музыке сценической, эстрадной нет места такой ритмике. На Балканах же эти ритмы везде и всюду, в эстраде, классической музыке, джазе, и конечно в народной музыке, исполняемой в инструментальном сопровождении. Особенно славятся "ломаными" ритмами Болгария и Македония.
Таким образом. «Балканская музыка»- многозначный термин. У каждой балканской страны свои музыкальные особенности, заметные внимательному взгляду. Запомнив признаки каждой из них- характерные инструменты, ритмы, язык- можно научиться их различать.
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE