СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

BLUEGRASS (COUNTRY MUSIC)

ON AIR

BLUEGRASS (COUNTRY MUSIC)

Блюграсс (англ. Bluegrass)- жанр американской музыки кантри, происходящий из региона Аппалачей, в первую очередь штата Кентукки («штат мятлика»), которому обязан своим названием (bluegrass- мятлик). Корни этого стиля уходят в ирландскую, шотландскую и английскую традиционную музыку. Блюграсс является причудливой смесью музыки иммигрантов с Британских островов, а также афроамериканских джаза и блюза.
В блюграссе, как и в некоторых формах джаза, каждый музыкальный инструмент по очереди является ведущим, в то время как остальные отходят на задний план. Это отличает блюграсс от другой американской кантри-музыки, где все инструменты играют вместе или один инструмент является ведущим на протяжении всей композиции, пока остальные составляют аккомпанемент. Блюграсс- это акустический стиль; электрические инструменты используются редко.
Применительно к музыке термином «блюграсс» изначально описывался стиль Билла Монро и его струнной группы The Bluegrass Boys, который стал широко копироваться другими исполнителями и в итоге оформился в отдельный музыкальный жанр.
В отличие от современного кантри, блюграсс основывается главным образом на акустических струнных инструментах: фиддле, пятиструнном банджо, акустической гитаре, мандолине и контрабасе. Ранние блюграсс-коллелктивы как правило использовали именно такой набор инструментов, характерный с конца XIX века для англоамериканских струнных ансамблей, популярных на Юге США, из традиций которых жанр в значительной мере и развился. Вскоре наличие этих пяти инструментов в блюграсс-группе стало стандартом. Иногда их дополняет резонаторная гитара добро, на которой обычно играют при помощи металлического слайда. Некоторые команды используют аккордеон, губную гармонику, фортепиано, ударные, электрогитару и другие инструменты.
Для блюграсс-групп также характерно исполнение заводных быстрых мелодий. Как и в большинстве образцов музыки кантри, в блюграссе выделяется сильная доля, но при этом для жанра типична игра с легким подхлёстом или явным опережением, чтобы создать свойственное ему энергичное звучание (в отличие от блюза или джаза, которые часто играются, напротив, с небольшой оттяжкой). Подчёркивая соответствующие ритмические и динамические особенности инструментального звучания блюграсса, известный фольклорист Алан Ломакс в 1959 году описал его как folk music in overdrive (с англ. «перевозбуждённая народная музыка»).
Хотя визитной карточкой блюграсса позже стал трёхпальцевый стиль игры на банджо Эрла Скраггса, многие элементы, отделяющие жанр от прародителей, возникли на базе инструмента Билла Монро- мандолины. Выраженный «чёс» на ней с глушением струн и акцентированием сильной доли обеспечивает блюграссу его энергичную напористую динамику. Когда мандолина солирует, эту функцию обычно исполняют фиддл, банджо или добро. При этом в музыку южных струнных ансамблей Монро привнёс выраженное блюзовое звучание, активно используя блюзовые ноты и диады с их включением (сам он признавал, что данной манерой обязан влиянию знакомого афроамериканского гитариста из Кентукки- Арнольда Шульца).
Блюграссу свойственны внедрённые Монро и членами его группы The Bluegrass Boys импровизации с использованием гаммообразных, часто типовых фраз (ликов), а также риффов, соединённых так, чтобы подходить к конкретной песне. Они также практиковали смену ролей инструментов по ходу композиции, играя поочерёдно аккомпанемент и сольные партии (обычно каждому музыканту отводилось на это по два или четыре такта). Данные особенности пришли в блюграсс из джаза и вестерн-свинга и существенно отличались от консервативных мелодических вариаций, присутствовавших в музыке южных струнных ансамблей.
The high lonesome sound.
На типичный для блюграсса вокальный стиль оказала влияние практика Билла Монро петь в максимально высокой части своего диапазона, часто описываемая в английском языке термином the high lonesome sound (с англ.- «высокое тоскливое звучание»). В певческий стиль, характерный для кантри-дуэтов 1930-х годов, таких как Blue Sky Boys и Delmore Brothers, Монро привнёс не только более высокую манеру пения, но и гораздо сильнее выраженный назальный оттенок. Такое звучание вокальных партий можно описать как пронзительное, скорбное и тоскливое.
Тем не менее подобный стиль пения встречается не только в блюграссе, но и в музыке кантри в целом, особенно в её более консервативных разновидностях. Высокая назальная вокализация была свойственна и другим традиционным исполнителям из Кентукки, таким как Роско Холкомб, для описания вокала которого термин the high lonesome sound и ввёл изначально фолклорист Джон Коэн. Высокий вокал, чистая и надрывная манера пения, в сочетании с трагическими темами, характерными для многих блюграсс-стандартов, привели к тому, что сам этот жанр иногда называют the high lonesome sound.
Прочие особенности.
В блюграссе вокальные партии часто поются дуэтом, трио или квартетом, используя при этом «узкие» интервалы. К ведущему вокалу типично добавляется партия тенора и баритона, а в песнях на религиозную тематику- баса. При гармоническом пении делается акцент на плотность и скоординированность звучания. Вокал обычно чистый, с упором на головной регистр: самые копируемые певцы в жанре имели вокальный диапазон, смещённый в сторону более высокого звучания.
Сторонние влияния на вокальный стиль блюграсса также разнообразны. Заимствованные у вокалистов мейнстримовой популярной музыки элементы присутствовали в этом жанре на всех этапах его развития. Так, у некоторых ранних блюграсс-певцов вроде Клайда Муди и Джима Инса прослеживалось влияние сглаженной «крунерской» манеры пения, а более поздние вокалисты также внедряли в жанр вокальные тренды из мейнстривого кантри, рока и прочих видов музыки.
Возникновение стиля блюграсс произошло в середине 1940-х годов, вскоре после войны, которая препятствовала развитию музыки. Как и в случае с другими музыкальными стилями, его изобретение нельзя приписать какому-то одному человеку. Блюграсс является смесью блюза, регтайма, джаза и других ранних стилей. Тем не менее следы возникновения блюграсса ведут к одному ансамблю. Сегодня отцом-основателем музыки блюграсс называют Билла Монро; стиль был назван по имени его группы The Blue Grass Boys, основанной в 1939-м году. Ключевым моментом в образовании жанра стало присоединение к ним в 1945-м Эрла Скраггса, который владел уникальной техникой игры на банджо. Выступая с 1945-го по 1948-й, группа, в которую, помимо Монро и Скраггса, входили гитарист Лестер Флатт, скрипач Чабби Уайз и басист Ховард Уоттс, создала совершенно уникальный звук и инструментальный стиль, который является образцом и сегодня.
Пока The Blue Grass Boys были единственной группой, играющей подобную музыку, это был их собственный уникальный стиль. И он не мог быть отдельным музыкальным стилем, пока другие группы не начали играть в подобном ключе. В 1947-м году братья Стэнли записали традиционную песню «Molly and Tenbrooks» в стиле The Blue Grass Boys, и этот момент можно считать точкой появления блюграсса как самостоятельного стиля.
Первое поколение блюграсс-музыкантов доминировало в жанре с момента его создания в середине 1940-х до середины 1960-х годов. Это поколение состоит из музыкантов, которые выступали в течение «золотого века» в середине 1950-х, включая Билла Монро со своей группой, братьев Стэнли, Лестера Флата и Эрла Скраггса с их новым ансамблем The Foggy Mountain Boys. В 1949 году ими была записана одна из самых известных композиций в стиле блюграсс «Foggy Mountain Breakdown». Также были популярны Джимми Мартин, Мак Уайзман, Эрл Тэйлор, братья Осборн, группы Reno and Smiley, Lonesome Pine Fiddlers, The Dixie Travellers, Jim & Jesse и др. В этот период выступал Вейд Мейнер, называемый «дедушкой блюграсса», основатель своего собственного ансамбля The Sons of the Mountaineers («Сыновья горцев»), с которым он выступал до 1953 г.
Второе поколение блюграсса получило известность в середине 1960-х годов. Хотя многие музыканты этого поколения играли в блюграсс-бэндах и ранее (как правило, в юном возрасте). Наиболее яркие представители этого поколения: The Dillards, Дж. Д. Кроу, Дойл Лоусон, Норман Блэйк, Сэм Буш, Дэл Макоури, Тони Райс и др. Второе поколение принесло с собой так называемый «прогрессивный блюграсс» («нью-грасс»). Самыми известными ансамблями этого направления были New Grass Revival, The Seldom Scene, The Kentucky Colonels.
Третье поколение достигло расцвета в середине 1980-х годов. Это поколение привнесло множество значительных изменений в блюграсс. Рики Скэггс, который начинал как блюграсс-музыкант и переключился на классическое кантри в 80-х, вернулся в блюграсс в 1996-м и с тех пор записал несколько альбомов и дал большое количество концертов со своим ансамблем Kentucky Thunder. Вслед за этим он организовал собственную звукозаписывающую компанию The Skaggs Family Records и является одним из самых известных музыкантов этого стиля. Такие звёзды кантри, как Долли Партон и Пэтти Лавлесс, также записали несколько блюграсс-альбомов, усилив, таким образом, влияние блюграсса в современной музыке. Одними из самых популярных блюграсс-исполнителей сегодня считаются также Элисон Краусс, Ронда Винсент, Дойл Лоусон, Blue Highway и др.
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE