СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

STYLE & SOUND ECM RECORDS

ON AIR

STYLE & SOUND ECM RECORDS

ECM Records («Издание Современной Музыки» от англ. Edition of Contemporary Music)- независимый немецкий лейбл, который специализируется на джазовой и академической музыке. Хотя большинство музыкантов, выпускающихся на лейбле, обычно не придерживаются строгих стилевых рамок, компания прочно ассоциируется с особым, часто «минималистичным», узнаваемым звучанием, на стыке джаза, академической музыки и эмбиента. В числе самых заметных артистов лейбла- Чик Кориа, Ян Гарбарек, Стивен Райх, Джон Серман, Гэри Бёртон, Кетиль Бьёрнстад, Элени Караиндру, Арво Пярт, Лестер Боуи, Мередит Монк , Кит Джарретт и многие другие.
Девизом лейбла являются слова, написанные о нём в канадском джазовом журнале CODA: «Самое красивое звучание после тишины» (от англ. The Most Beautiful Sound Next to Silence).
Компания звукозаписи также известна своим неординарным подходом к оформлению музыкальных альбомов: дизайн обложек не раз отмечали на различных художественных и музыкальных фестивалях и конкурсах. Публицист Ларс Мюллер выпустил два альбома (Sleeves of Desire и Windfall Light) с лучшими обложками лейбла. Об истории лейбла неоднократно писал продюсер Стив Лейк.
Лейбл ECM Records открыл продюсер Манфред Айхер в 1969 году в Мюнхене. Первой пластинкой был альбом Мэла Уолдрона Free at last. В течение десяти лет основными артистами лейбла являлись Кит Джарретт, Тери Рипдал, Гэри Бёртон, Арильд Андерсен, Гэри Пикок, Дейв Холланд и другие. Многие из них остались верны компании и в последующем, выпуская релизы только или преимущественно на ECM Records.
В 1984 году в серии The ECM New Series лейбл начал выпускать пластинки академических музыкантов современности (Джона Кейджа, Эллиотта Картера, Стива Райха, Джона Кулиджа Адамса, Харальда Вайсса) и прошлого (Джованни Пьерлуиджи Палестрины, Карло Джезульдо, Томаса Таллиса). Основой для запуска серии послужила работа Tabula Rasa (англ.)русск. Арво Пярта, который с тех пор стал постоянным резидентом лейбла. В следующие годы компания издавала диски и других современных композиторов, творчество которых тем или иным образом пересекается с музыкальным минимализмом: Мередит Монк, Гии Канчели, Валентина Сильвестрова. В этой же серии выпускались и некоторые саундтреки к фильмам Жана-Люка Годара и Тео Ангелопулоса (в частности, лейбл тесно сотрудничает с постоянным композитором фильмов Ангелопулоса Элени Караиндру). В то же время на лейбле не разделяют академическое и джазовое направления, что подтверждают записи произведений классических композиторов в исполнении джазовых музыкантов: Кита Джарретта, Джона Сермана, Яна Гарбарека и других.
В 2002 и 2004 годах компания выпускала серии сборников лучших произведений постоянных артистов лейбла под заглавием :rarum. Так, свет увидели компиляции следующих музыкантов: Кита Джарретта, Яна Гарбарека, Чика Кориа, Гэри Бёртона, Билла Фриселла, группы Art Ensemble of Chicago, Тери Рипдала, Джона Сермана, Бобо Стенсона, Пата Мэтини, Дейва Холланда, Эгберто Гисмонти, Джека ДеДжонетта, Джона Аберкромби , Карлы Блей, Пола Мотиана, Томаша Штанко, Эберхарда Вебера, Арильда Андерсена и Йона Кристенсена.
В 2012 году в мюнхенском Доме искусства прошла выставка, посвящённая ECM, – A Cultural Archaeology. Она послужила началом для серии концертов артистов лейбла, а также серии кинопоказов работ режиссёров, связанных с ECM или просто близких им по духу- Жана-Люка Годара, Тео Ангелопулоса, Андрея Тарковского и Ингмара Бергмана. Выставка также была показана в Сеуле.
Постепенно ECM стала центром объединения музыкантов, исповедовавших не столько привязанность к афро-американскому происхождению джаза, сколько возможность решать самые разнообразные художественные задачи, не ограничивая себя определенной стилистикой, но в русле творческого импровизационного процесса. Со временем все же выработалось определенное лицо фирмы, которое привело к выделению артистов этого лейбла в широкомасштабное и ярко выраженное стилистическое направление. Ориентация создателя лейбла Манфреда Айхера (Manfred Eicher) на объединение в единое импрессионистическое звучание разнообразных джазовых идиом, всемирного фольклора и новой академической музыки позволила с помощью этих средств претендовать на глубину и философское осмысление жизненных ценностей.
ECM Records- лейбл грамзаписи, которому удалось создать не только целое стилистическое понятие "стиль ECM", но и определенное направление в звукозаписи - "звук ECM" (много ли мы знаем фирм грамзаписи, именем которых называются целые направления?). Описывая сущностные характеристики "звука ECM",журналисты обычно употребляют слова "прозрачность","ледяные кристаллы", "звуковые пространства" и т.п. Дело тут в том, что два создателя "звука ECM" - основатель и главный (единственный!) продюсер ECM, немец Манфред Айхер и звукорежиссер Конгсхауг - с самого начала своего сотрудничества стремились к тому, чтобы в звуковой картине, во-первых, отчетливо и ясно читались все нюансы звучания каждого из инструментов, а во-вторых - чтобы вся картина целиком была как бы "завернута" в очень продолжительное послезвучание искусственной реверберации, что создает у слушателя субъективный эффект тех самых "звуковых пространств". Характерные для "саунда ECM" записи всегда очень хорошо панорамированы и имеют несколько слоев глубины звуковых планов. При этом немаловажную роль играет и определенная "холодность" музыкального материала, идущая от продюсерских склонностей Айхера (а он очень активно работает с музыкантами на стадии "до записи", иногда достаточно жестко вмешиваясь в их творческий процесс, так что у него есть все возможности добиться такой "холодности" в материале).
Расположенная в Осло главная студия записи фирмы очевидным образом коррелирует с главенствующей ролью в каталоге скандинавских музыкантов. В первую очередь это норвежцы Ян Гарбарек (Jan Garbarek), Терье Рипдаль (Terje Rypdal), Арильд Андерсен (Arild Andersen), Нильс-Петер Мельвер (Nils Petter Molvaer), Йон Кристенсен (Jon Christensen). Однако география ECM охватывает весь мир. Здесь и европейцы Джон Серман (John Surman), Дэйв Холланд (Dave Holland), Эберхард Вебер (Eberhard Weber), Райнер Брюнингхауз (Rainer Bruninghaus), Томаш Станько (Tomasz Stanko), Михаил Альперин и представители неевропейских культур Эгберто Жисмонти (Egberto Gismonti), Закир Хуссейн (Zakir Hussain), Флора Пурим (Flora Purim), Трилок Гурту (Trilok Gurtu), Нана Васконселос (Nana Vasconcelos), Харипрасад Чаурасия (Hariprasad Chaurasia), Ануар Брахем (Anouar Brahem) и многие другие. Не менее представителен американский легион - Кит Джарретт, Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette), Дон Черри, Чарлз Ллойд (Charles Lloyd), Ральф Таунер (Ralph Towner), Дьюи Редман (Redman Dewey), Билл Фризелл (Bill Frisell), Джон Аберкромби (John Abercrombie), Лео Смит (Leo Smith). Первоначальный революционный порыв изданий фирмы превратился со временем в медитативно-отстраненное звучание открытых форм с тщательно отшлифованными звуковыми пластами. Естественным образом Айхер перешел ту невидимую грань, которая отделяла многочисленные попытки объединения джаза и академической европейской музыки. Это уже не третье течение, а просто течение, которое плавно перетекает в "Новую серию" ECM с академической музыкой, очень близкой по духу джазовым релизам. Направленность политики лейбла за границу массовой культуры, тем не менее, привела к повышению популярности такого рода музыки, что можно рассматривать, как своеобразный парадокс. Часть приверженцев мэйнстрима отрицает путь, избранный музыкантами этого направления; однако джаз, как мировая культура, развивается, несмотря на эти возражения, и дает весьма впечатляющие результаты.
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE