СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

INDIAN SPIRITUAL MUSIC (MANTRAS, BHAJANS, KIRTANS...)

ON AIR

MANTRA

Мантра («орудие осуществления психического акта», в ином толковании- «стих», «заклинание», «волшебство»)- священный текст, слово или слог в индуизме, буддизме и джайнизме, как правило требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих.
Мантры сравнивают с псалмами, молитвами и заклинаниями. Индуисты полагают, что мантра- это определённая форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл (например одна из наиболее известных мантр- сакральный звук «Ом» в некоторых религиозно-философских учениях принято считать комбинацией трёх звуков (А, У и М), каждый из которых, в свою очередь, имеет разнообразные смыслы и толкования).
Мантры имеют ведийское индуистское происхождение- священные тексты индуизма содержат множество мантр. Мантры также были адаптированы в буддизме и джайнизме.
В ряде индуистских текстов утверждается, что мантры доступны только трём высшим варнам, а все остальные должны исполнять садхану без декламации мантр.
Мантры не следует путать с молитвами и формами предназначенными для словарного самовнушения, поскольку они могут не иметь смысловой нагрузки (хотя могут и иметь). Не является принципиально значимыми и символический аспект, хотя некоторые мантры имели символический смысл, например, шесть слогов основной мантры тибетского буддизма Ом мани падме хум соотносились с шестью мирами буддийской космогонии, но это скорее исключение.
Механизмы психологического воздействия мантр изучены слабо. Один из механизмов влияния мантр- резонансное воздействие на эндокринную и вегетативную системы, таким образом за счет вибрации происходит внутренний массаж эндокринных желез.
Для людей, практикующих йогу, медитацию, пранаяму, это способ успокоения и расслабления посредством звуковых вибраций. Существует мнение, что мантры помогают человеку осуществлять свои желания, исцеляться от болезней, обрести любовь и различные земные блага.
Практика повторения мантр пришла к нам из ведической культуры. Это священные формулы, призванные воздействовать на человека и окружающее его пространство, очищая и упорядочивая его. В переводе с санскрита корень «ман» означает «ум», а «тра»- «инструмент», «защита», «освобождение». Значит, мантра как минимум способна освободить и защитить наш ум.

BHAJAN

Бхаджан(а) (санскр. «почитать»)- религиозное песнопение поэтов традиций бхакти в индуизме. Термин «бхаджана» часто используется как синоним «киртана». Бхаджаном также называют духовную практику, направленную на удовлетворение Бога.
Практика пения бхаджанов характерна для различных традиций бхакти в индуизме, в особенности для вайшнавизма. Бхаджана это действо, которое помогает человеку почувствовать себя ближе к своей истиной духовной сущности (дживе, атману), и/или к Богу (Брахману и Ишваре). Как правило, бхаджаны- это лирические песни, выражающие чувства любви и преданности Богу в одной из Его форм или проявлений. Часто в бхаджанах описываются лилы, имена и качества избранного божества. Воспевание бхаджанов и киртанов является популярным способом поклонения среди последователей традиций бхакти в индуизме. Такая популярность также вызвана тем, что многие гуру в своей проповеди подчёркивают важность пения бхаджанов. Своя форма бхаджана также используется в суфистском каввали.
Бхаджаны уходят своими корнями в древнюю ведийскую традицию. Музыкой, традиционно используемой для бхаджанов, обычно является индийская классическая музыка, которая основывается на рагах и талах. Для бхаджана используются все традиционные индийские музыкальные инструменты, такие как вина, саранги, вену (флейта), мриданга и табла.
Исторически, традиция бхаджана произошла из ведийской традиции пения гимнов «Сама-веды», третьей Веды писаний индуизма. Бхаджаны отличаются от санскритских шлок своим лёгким духом, простой обработкой и глубоким откликом среди массы населения. Бхаджаны обычно воспевают в группе верующих, которую ведёт выбранный солист. Традиционными темами для бхаджанов являются различные истории и эпизоды из жизни богов и святых, отрывки из их вероучений, а также описания качеств и славы богов.
Бхаджан как жанр прошёл длинный путь развития. Традиционные формы пения бхаджанов, такие как ниргуни, горакханатхи, валлабхапантхи, аштачхар и мадхура-бхакти, формировались на протяжении веков. Каждая традиция имеет свой набор бхаджанов и свои методы их воспевания. Традиция бхаджана Южной Индии известна как сампрадья бхаджан.
В Средние века, Тулсидас, Сурдас, Мирабай, Нароттама Даса (основатель стиля чаран-хати), Кабир и другие сочинили много бхаджанов и выступили основоположниками ряда стилей этого жанра. Во второй половине XX века, такие композиторы как Вишну Дигамбар Палушкар и Вишну Нараян Бхаткханде начали использовать в традиции бхаджана индийскую классическую музыку, которой исторически отводилось «элитное» место в индийской музыкальной культуре. Таким образом они демократизировали традицию раги. В то время как большинство индуистов следуют традиционным формам пения бхаджанов, некоторые последователи индуизма также экспериментируют используя не-индийские инструменты, например гитару и примешивают другие музыкальные стили, такие как джаз. В особенности это характерно для индуистских движений, имеющих большое число приверженцев на Западе, таких как Международное общество сознания Кришны.

KIRTAN

Киртан(а), или санкиртан(а) (санск. «повторять»)- форма духовной практики в индуизме и сикхизме, заключающаяся в коллективном воспевании имён и славы Бога. Киртан практикуется во всех направлениях индуизма, но наибольшее распространение эта практика получила в вайшнавизме.
Киртан проводится следующим образом: сначала ведущий поёт целиком или по частям мантру, затем все хором её повторяют, затем снова вступает ведущий и т. д. Пение обычно аккомпанируется на мридангах и караталах (маленьких цимбалах), также используется фисгармония и иногда другие инструменты. В киртане, как правило, используются традиционные мелодии. В традиции гаудия-вайшнавизма, во время пения принято танцевать, — танец считается одним из важных элементов кришнаитского бхакти. Киртаны обычно начинаются медленно, а затем ускоряются. Для каждой стадии киртана существуют свои ритмы мриданги и каратал.
Санскритский корень глагола киртт означает «произносить что-либо громко, так, чтобы другие также могли слышать». Значение слова киртан часто трактуется как «громко провозглашать великолепие Всевышнего для того, чтобы все слышали». Задачей практикующего киртан является на время целиком погрузиться в духовную звуковую вибрацию.
Танец является физическим элементом киртана. Когда люди испытывают исключительную степень радости и доверия, им хочется максимально раскрыть свои объятия. Противоположное тоже верно: когда люди раскрывают свои руки, это заставляет их почувствовать радость. Поэтому руки танцующих во время киртана раскрыты и подняты над головой.
Киртан прост, доступен и не требует подготовки, из-за чего является повседневной практикой многих индуистов.
Киртан имён Кришны «харинама-санкиртана» получил широкое распространение в Бенгалии XVI века благодаря кришнаитскому святому Чайтанье, которого кришнаиты почитают как объединённую аватару Радхи и Кришны.
Чайтанья пропагандировал мелодичную форму киртана в сопровождении танцев. Он проповедовал, что Бог находится в сердцах всех живых существ. Киртан открывает сердце и пробуждает любовь к Богу, которая всегда присутствует там, но находится под покровом материальных желаний. Чайтанья посвятил свою жизнь проповеди киртана. С этой целью он в начале XVI века с группой последователей объехал всю Индию, совершая киртан во многих городах и деревнях, в особенности в местах паломничества индуизма. В настоящее время, миллионы людей в Индии следуют практике киртана.
Традицию киртана в сикхизме, называемую Гурмат-сангит, начал Гуру Нанак в Картарпуре в 1500-х годах. Позднее, традиция была продолжена его последователями, в особенности Гуру Арджаном из Амритсара. Киртан продолжал совершаться в Золотом храме в Амритсаре и других исторических гурудварах, с большим вниманием к рагам, талам и дхуни.
В киртанах сикхи используют гимны из священного писания сикхизма, Шри Гуру Грантх Сахиба. Гимны, называемые шабад, делятся на главы, каждая из которых наименована согласно одной из музыкальных раг: все шабады отдельно взятой главы должны воспеваться согласно определённой раге. Гуру сикхизма придавали киртану огромное значение, называя его «наиболее важным занятием», которое «спасает человека из ада» и в результате которого «все бесконечные страдания уходят прочь, побеждается смерть и душа наслаждается нектаром любви к Богу». Они также говорили, что «в воспевании имени и славы Бога в киртане можно обрести исполнение всех желаний, силу, радость и вечное блаженство», «в этот тёмный век Кали-юги, пение киртана обладает огромной силой» и что «воспевая киртан во славу Господа, имя Его поселяется в уме».
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE