СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

MUSIC OF SIBERIA / MONGOLIA

ON AIR

MUSIC OF SIBERIA / MONGOLIA

Первые свидетельства о зарождении музыкальной культуры Сибири содержатся в археологических памятниках. Наскальные рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены в пещерах Горного Алтая (Каменная, Денисо­ва, Усть-Каракол, Кара-Бом, Страшная), Иркутской области (Еланцы), Тувы (Чинге-Даг-Ужу, пещера «Пестуновка»), Хакасии (грот «Двуглазка»). В результате раскопок на территории Сибири найдены образцы (фрагменты) некоторых музыкальных инструментов (скифская арфа), разнообразные манки для подманивания птицы и зверя, фигурки человека, давшие представление об элементах ритуального танца шамана и других обрядовых плясок. Древние музыкальные инструменты сохранились в традиционных культурах коренных народов Сибири (бубен, флейта, варган и другие).
Музыкальные культуры коренных этносов (Алтайская, Бурятская, Тувинская, Хакасская, Якутская музыкальная культура), несмотря на сходство типологическое, генетическое или по ареалу, имеют индивидуальный облик. Во всех культурах выделяются обрядовая, сказительская и лирическая сферы, однако их жанровый состав и музыкально-стилистические особенности заметно различаются.
Обрядовую сферу представляют: музыка шаманского ритуала (ханты, нганасаны, челканцы, шорцы, тувинцы, буряты, эвенки и другие); музыка медвежьего праздни­ка (ханты, манси, эвены); похоронные и поминальные плачи (чалканцы, телеуты, эвенки, шорцы, хакасы); интонируемые скотоводческие заговоры (алтай-кижи, теленгиты, тувинцы, буряты); круговые танцы (нганасаны, буряты, якуты, долганы, эвены, эвенки); благопожелания (буряты, тувинцы, якуты, долганы и другие). Неотъемлемой частью многих культур стала музыка буддийских (буряты, тувинцы), христианских (телеуты, шорцы, хакасы) и мусульманских (сибирские татары) культов.
Эпическую сферу образуют развернутые поэтические сказания объемом до нескольких тысяч строк, которые поются цели­ком или фрагментами на один или несколько напевов (южные алтайцы, шорцы, хакасы, якуты, долганы, нганасаны, буряты, эвены, эвенки), часто под аккомпанемент струнных инструментов; поющиеся сказки и/или сказки с песенными вставками (обские угры, алтайские этносы, тувинцы); эпико-мифологические, героические (ханты, манси, ненцы и другие) и повествовательно-бытовые (сибирские татары и другие) песнопениями. В некоторых культурах жанровой особенностью эпической традиции является горловое пение.
Лирическая сфера представлена разнообразными жанрами песенной традиции, которая во многих культурах является центральной, а иногда и единственно сохранившейся (тофалары, чулымцы). В большинстве случаев ее основу составляют типовые напевы. У обских угров, самодийцев, тунгусо-маньчжуров выделяется жанр личных песен с указанием авторства.
Инструментальное исполнительство у одних народов (ханты, манси, тувинцы и другие) входит в центральную часть культуры, у других (ненцы, энцы, нганасаны, долганы и другие) в периферийную.
Традиционную музыку коренных сибирских народов отличает ведущая, в том числе жанро-маркирующая роль тембра (вокально-тембровые отличия могут быть более значимыми, чем звуковысотные и ритмические). Звуковысотные нормы характеризуются преобладанием узкообъемных структур с широкими зонами (более тона) ступеней звукорядов при наличии разнообразных гемитонных (полутоновых) и ангемитонных (бесполутоновых) ладов. Согласно гипотезе В.В. Мазепуса, музыкальные культуры коренных народов Сибири образуют собственно сибирскую этномузыкальную зону, составляющую наряду с колымско-чукотско-камчатской и приамурско-сахалинской этномузыкальными зонами сибирскую метакультуру.
Инструментальный ансамбль занимает важное место в монгольской музыке. Народные инструменты: аманхур (варган), моринхур (т. н. «монгольская виолончель») и лимб (бамбуковая флейта). Существуют традиционные произведения для ключевых инструментов в монгольской музыке. Вокальное искусство также имеет давнюю традицию, которое получило наиболее яркое выражение в т. н. «протяжных песнях». Некоторые из этих песен («Пороги Керулена», «Вершина счастья и благополучия» и т. д.) известны с XVII века, и манера их исполнения бережно передается из поколения в поколение. В XX веке начался синтез западной классической музыки с традиционной монгольской (опера «Три печальных холма», музыкальные пьесы композитора С. Гончигсумла). Со второй половины XX в. стал развиваться эстрадно-джазовый жанр. В настоящее время в Монголии получили распространение все направления классической и популярной музыки.
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE